воскресенье, ноября 06, 2011



Для 10 класса
Многие из вас не справляются с заданием: законспектировать статью (критическую, статью из учебника и т.д.).
Попробуем разобраться с самого начала.
Конспект-это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования: 
- текстуальный конспект
Он представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации;
- плановый конспект - это более детальная проработка источника: 
составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

- свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
-тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника, или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике;
конспект-схема
Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию;
опорный конспект
Это творческий вид работы получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент. 
При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
Записи полезно делить, для этого используются:
  1. Подзаголовки.
  2. Абзацные отступы.
  3. Пробельные строки.
Такой текст удобно читать.
При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
  1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
  2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"
  3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.
  4. Пользоваться при записи различными цветами.
Познакомьтесь с правилами конспектирования:
   1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
    2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
    3. Составить план - основу конспекта.
   4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
   5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
   6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
   7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
   8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
   9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
  10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
11. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
 
Теперь, когда вспомнили основные правила конспектирования, надеюсь, все (и те, кто получил неудовлетворительную оценку за работу) смогут качественно законспектировать статью Н.Добролюбова. 
Удачи! Жду ваши конспекты!


Комментариев нет:

Отправить комментарий