Пишем сочинение-рецензию на спектакль
Прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним, что драма как один из родов художественной
литературы существенно отличается от лирики и эпоса уже тем, что предназначена
для постановки на сцене. Содержание ее составляют речи, разговоры действующих
лиц в форме диалога (разговора двух или нескольких персонажей) и монолога
(речи, рассказы, раскрытие мыслей и чувств от первого лица).
Речь действующих лиц сопровождается
ремарками – авторскими указаниями об остановке действия, о внутреннем
состоянии, поведении героев, об их мимике и жестах.
Чтение не может дать полного
представления о жанре драмы, потому что во время исполнения на сцене искусство
слова дополняется искусством актерской игры: мы слышим героев, видим их
действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей
драмы.
Сценическая
обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория), музыка дополняют, усиливают
впечатления от спектакля.
Греческое
слово «драма» означает «действие». В драматическом произведении движение
событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекает
особенно остро и напряженно. Сами события могут быть очень просты и обыкновенны , но
каждое слово, каждое действие раскрывает характер персонажа, его побуждения,
его общественное лицо, его место в жизни и социальной среде.
Основные виды драматических произведений –
трагедия, драма, комедия. В
комедии высмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты характера людей. Замечательные образцы комедии дала русская
классическая драматургия, в которой ставились и решались с передовых
позиций самые острые, злободневные общественные вопросы.

Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об остановке действия, о внутреннем состоянии, поведении героев, об их мимике и жестах.
Чтение не может дать полного представления о жанре драмы, потому что во время исполнения на сцене искусство слова дополняется искусством актерской игры: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы.
Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория), музыка дополняют, усиливают впечатления от спектакля.
Греческое слово «драма» означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекает особенно остро и напряженно. Сами события могут быть очень просты и обыкновенны , но каждое слово, каждое действие раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, его место в жизни и социальной среде.
Основные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия. В комедии высмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты характера людей. Замечательные образцы комедии дала русская классическая драматургия, в которой ставились и решались с передовых позиций самые острые, злободневные общественные вопросы.
Нам с вами предстоит письменно оценить,
как справились с важнейшей задачей донести до зрителя идеи автора комедии режиссер спектакля и актеры.
Примерный план рецензии (порядок пунктов произвольный)
1. Библиографическое описание
произведения:
а) для книги – автор,
название, место, год издания, издательство (если играют роль);
б) для фильма, спектакля –
название, режиссер-постановщик, театр (что вы о нем знаете), в каком году был поставлен
спектакль, фильм.
2. Кратко об авторе,
режиссере.
3. Сюжет произведения,
наиболее яркие эпизоды (объяснить выбор).
4. Творческий замысел автора
и его осуществление (тема, идея, проблемы, поднимаемые автором; в чем особенности
режиссерского замысла и отличие от книги ).
5. Особенности жанра и
композиции.
6. Оценка мастерства
изображения героев, игры актеров.
7. Проблематика произведения,
его актуальность и значение.
8. Писательские приемы,
режиссерские находки (творческие интерпретации, впечатления от оформления
сцены, музыкального сопровождения, спецэффектов).
9. Средства выражения
авторского, режиссерского замысла.
10. Личные впечатления
рецензента (должны прослеживаться на
протяжении всей работы; совпали ли ваши ожидания с прочитанным, увиденным).
Ещё один вариант плана написания рецензии:
Ещё один вариант плана написания рецензии:
1) Какое общее впечатление от
спектакля? Совпали ли ваши предыдущие представления о персонажах с теми,
которые вы получили от игры актеров?
2) Как актерский ансамбль сумел
передать основную тему и идею пьесы?
3) Кто из актеров наиболее убедительно,
оригинально сыграл свою роль? Если вы видели этого актера в другом амплуа, то
что, на ваш взгляд, ему больше импонирует?
4) Что показалось не очень сценичным,
тусклым в сыгранных действиях комедии?
5) Чего больше – трагического или
комического – вы увидели на сцене?
6) Если раньше видели этот спектакль в
исполнении актеров другого театра, в постановке другого режиссера и других
исполнителей, то сравните игру.
7) Как сценическая обстановка (костюмы,
декорации, свет, бутафория), музыка помогают усиливать впечатления от
спектакля?
8) Спектакль в целом – удача актерского
коллектива и режиссера.
Необходимо различать такие
жанры сочинения, как рецензия и отзыв.
Отзыв – впечатление, которое произвели книга, фильм,
спектакль. В отзыве высказывается мнение о сюжете и героях произведения, но
отсутствуют детали разбора.
Рецензия – критический отзыв о книге, фильме, спектакле,
содержащий анализ и развернутую оценку, основанную на личных впечатлениях. В
рецензии выражается свое отношение, анализируются достоинства и недостатки
произведения, особенности композиции, авторские приемы изображения героев и
событий, прослеживаются особенности жанра, конфликта, речи и т.п.
Отзыв
|
Рецензия
|
|
Особенности
жанра
|
Развернутое высказывание эмоционально-оценочного
характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию
пишущего отзыв
|
Развернутое критическое суждение о
произведении искусства, в основе которого — анализ художественного
произведения в единстве его содержания и формы
|
Цель
|
Поделиться впечатлением о прочитанном,
привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в обсуждении
|
1) Дать аргументированное истолкование
и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.
2) То же, что в отзыве
|
Особенности подхода
|
Автор отзыва объясняет свой интерес к
произведению личными пристрастиями, а также общественной значимостью поднятых
в произведении проблем, их актуальностью.
Система аргументации основана на личном
читательском опыте, вкусе и предпочтениях.
Литературные герои, как правило, рассматриваются
как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических,
нравственных позиций, взаимоотношений персонажей, их поведения. Вывод отражает
жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к
тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении
|
В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная
(понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как
критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как
художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения
(проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей,
язык и т. д.).
Самостоятельность мышления автора
рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю...», «по
моему мнению...»), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений,
свободой ассоциаций, убедительностью аргументов.
Рецензия не претендует на полноту
исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны
произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична,
носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой
статье
|
Построение
|
I. Повествование о читательских пристрастиях
автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе
чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.
II. Рассуждение, в котором обосновывается,
аргументируется высказанная оценка:
1) важность затронутой автором темы и
поднятых в произведении проблем;
2) обзор (не пересказ!) изображенных
автором событий, наиболее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их участия
в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства автора
сочинения в связи с прочитанным).
III. Обобщение, в котором оценка данного
произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора,
высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится
обращение к потенциальным читателям и т. п.
|
I. Обоснование повода для рецензирования
(новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора —
заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора,
актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т. д.). Максимально
точное указание на 1-е издание произведения. Тезис-предположение об
историко-культурной ценности исследуемого текста.
II. Истолкование и оценка идейно-художественного
своеобразия произведения.
1) Анализ названия (семантика, аллюзии,
ассоциации).
2) Способ организации повествования (от
лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные
особенности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики,
художественного конфликта и его движения в развитии сюжета.
4) Авторский подбор системы персонажей
как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров.
5) Другие средства выражения авторской
позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и
их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоинствах
исследуемого текста и его значимости для литературного процесса,
общественной жизни. Приглашение к полемике.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий