вторник, января 08, 2013

Сочинение-рецензия

Пишем сочинение-рецензию  на спектакль

Прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним, что драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса уже тем, что предназначена для постановки на сцене. Содержание ее составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговора двух или нескольких персонажей) и монолога (речи, рассказы, раскрытие мыслей и чувств от первого лица).
Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об остановке действия, о внутреннем состоянии, поведении героев, об их мимике и жестах.
Чтение не может дать полного представления о жанре драмы, потому что во время исполнения на сцене искусство слова дополняется искусством актерской игры: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы.
        Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория), музыка дополняют, усиливают впечатления от спектакля.
   Греческое слово «драма» означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекает особенно остро и напряженно. Сами события могут быть очень просты и обыкновенны , но каждое слово, каждое действие раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, его место в жизни и социальной среде.
  Основные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия.        В комедии высмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты   характера людей. Замечательные образцы комедии дала русская классическая драматургия, в которой  ставились и решались с передовых позиций самые острые, злободневные общественные вопросы.


Нам с вами предстоит письменно оценить, как справились с важнейшей задачей донести до зрителя идеи автора комедии режиссер спектакля и актеры. 


Как писать рецензию?

Примерный план рецензии (порядок пунктов произвольный)
1. Библиографическое описание произведения:
а) для книги – автор, название, место, год издания, издательство (если играют роль);
б) для фильма, спектакля – название, режиссер-постановщик, театр (что вы о нем знаете), в каком году был поставлен спектакль, фильм.
2. Кратко об авторе, режиссере.
3. Сюжет произведения, наиболее яркие эпизоды (объяснить выбор).
4. Творческий замысел автора и его осуществление (тема, идея, проблемы, поднимаемые автором; в чем особенности режиссерского замысла и отличие от книги ).
5. Особенности жанра и композиции.
6. Оценка мастерства изображения героев, игры актеров.
7. Проблематика произведения, его актуальность и  значение.
8. Писательские приемы, режиссерские находки (творческие интерпретации, впечатления от оформления сцены, музыкального сопровождения, спецэффектов).
9. Средства выражения авторского, режиссерского замысла.
10. Личные впечатления рецензента (должны  прослеживаться на протяжении всей работы; совпали ли ваши ожидания с прочитанным, увиденным).

Ещё один вариант плана написания рецензии: 


1) Какое общее впечатление от спектакля? Совпали ли ваши предыдущие представления о персонажах с теми, которые вы получили от игры актеров?
2) Как актерский ансамбль сумел передать основную тему и идею пьесы?
3) Кто из актеров наиболее убедительно, оригинально сыграл свою роль? Если вы видели этого актера в другом амплуа, то что, на ваш взгляд, ему больше импонирует?
4) Что показалось не очень сценичным, тусклым в сыгранных действиях комедии?
5) Чего больше – трагического или комического – вы увидели на сцене?
6) Если раньше видели этот спектакль в исполнении актеров другого театра, в постановке другого режиссера и других исполнителей, то сравните игру.
7) Как сценическая обстановка (костюмы, декорации, свет, бутафория), музыка помогают усиливать впечатления от спектакля?
8) Спектакль в целом – удача актерского коллектива и режиссера.


Обратите внимание!


Необходимо  различать такие жанры сочинения, как рецензия и отзыв.

Отзыв – впечатление, которое произвели книга, фильм, спектакль. В отзыве высказывается мнение о сюжете и героях произведения, но отсутствуют детали разбора.
Рецензия – критический отзыв о книге, фильме, спектакле, содержащий анализ и развернутую оценку, основанную на личных впечатлениях. В рецензии выражается свое отношение, анализируются достоинства и недостатки произведения, особенности композиции, авторские приемы изображения героев и событий, прослеживаются особенности жанра, конфликта, речи и т.п.


Отзыв
Рецензия
Особенности
жанра
Развернутое высказы­вание эмоциональ­но-оценочного харак­тера о произведении искусства, содержа­щее мнение и аргумен­тацию пишущего от­зыв
Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе кото­рого — анализ художест­венного произведения в единстве его содержания и формы
Цель
Поделиться впечатле­нием о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, уча­ствовать в обсужде­нии
1) Дать аргументирован­ное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.
2) То же, что в отзыве
Особенности   подхода
Автор отзыва объяс­няет свой интерес к произведению личны­ми пристрастиями, а также общественной значимостью подня­тых в произведении проблем, их актуаль­ностью.
Система аргумента­ции основана на лич­ном читательском опыте, вкусе и пред­почтениях.
Литературные герои, как правило, рассмат­риваются как челове­ческие характеры, ти­пы; дается оценка с морально-этических, нравственных пози­ций, взаимоотноше­ний персонажей, их поведения. Вывод от­ражает жизненную позицию автора сочи­нения, его личност­ные качества, отно­шение к тем или иным сторонам жиз­ни, нашедшим вопло­щение в литератур­ном произведении
В рецензии преобладает не эмоционально-субъектив­ная (понравилось — не по­нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследова­тель. Предметом исследова­ния является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.).
Самостоятельность мышле­ния автора рецензии опреде­ляется не столько формой высказывания («я ду­маю...», «по моему мне­нию...»), сколько индивиду­альностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоци­аций, убедительностью ар­гументов.
Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особен­ности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический ха­рактер, а может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье

Построение
I. Повествование о чи­тательских пристрас­тиях автора сочине­ния, истории его зна­комства с данным произведением, про­цессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулирует­ся оценка прочитан­ного.
II. Рассуждение, в ко­тором обосновывает­ся, аргументируется высказанная оценка:
1) важность затрону­той автором темы и поднятых в произве­дении проблем;
2) обзор (не пересказ!) изображенных авто­ром событий, наибо­лее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их учас­тия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства ав­тора сочинения в свя­зи с прочитанным).
III. Обобщение, в ко­тором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведе­ниями того же автора, высказывается наме­рение продолжить знакомство с его твор­чеством, содержится обращение к потенци­альным читателям и т. п.
I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, твор­чество автора — заметное явление литературы, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения, юби­лей автора и т. д.). Максимально точное указа­ние на 1-е издание произве­дения. Тезис-предположе­ние об историко-культур­ной ценности исследуемого текста.
II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.
1) Анализ названия (семан­тика, аллюзии, ассоциации).
2) Способ организации по­вествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художест­венная роль. 3) Характеристика проблема­тики, художественного конф­ликта и его движения в раз­витии сюжета.
4) Авторский подбор систе­мы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания ха­рактеров.
5) Другие средства выраже­ния авторской позиции (ав­торская характеристика, ли­рические отступления, пей­заж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности автор­ского стиля и метода. III. Вывод о художествен­ных достоинствах исследуе­мого текста и его значимос­ти для литературного про­цесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.




Комментариев нет:

Отправить комментарий